Любителей легкого жанра просят не беспокоиться.

Татьяна Криницкая

Прежде думалось, что серьезных ученых – историков, философов, обществоведов - уже не осталось: кого в свое время заставили писать обоснования геронтократии и развитого социализма, кто в рекламу потом подался… Нет, оказывается, есть еще пища для неторопливого и глубокомысленного читателя.
Владимир Малявин. Империя ученых. М.: Европа, 2007.
«Период заката Ханьской династии (III век н.э. – Авт.) … определил облик китайского общества и китайской цивилизации на много столетий вперед».
Пролог: «На пути к империи: классические течения политической мысли в древнем Китае».
Изложены положения классической китайской мысли – конфуцианства и даосизма. «Конфуций определил судьбу китайской цивилизации тем, что предложил новое, опиравшееся на личный жизненный опыт и разум человека истолкование самого феномена ритуального действия. Он искал выход из кризиса на путях особого смирения мысли, которая стремится преодолеть индивидуальный произвол и ищет свое основание в непреходящих, вечносущих качествах человеческой жизни». Созвучно со «стяжанием благодати Духа Святаго» по Серафиму Саровскому? По-моему, читателю удастся, хотя и с трудом, усвоить и категорию Пути - Дао (очень уж непривычен стиль изложения, отвыкли мы от философии). «Великий Путь не имеет истории в гегелевском понимании – как развертывания логической формы понятий. Он дается как своего рода имманентное откровение самой жизни, сообщает о себе каждой метаморфозой бытия. Он есть не данность, а зов. Уже Конфуций заявлял: «Разве Небо говорит? А времена года исправно сменяют друг друга…» О власти: «Китайцы мыслили власть растворенной в безбрежном потоке жизни и претворяющейся, подобно самой жизни, как бы стихийно, помимо ведома людей».
Когда (или если) читатель буквально продерется через пролог, дальше ему будет легче.
В древнем Китае были софисты, как в Греции («тень от летящей стрелы неподвижна»), а еще были «законники», которые «способом самонадеянного упрощения… попытались разрешить главный вопрос их утопии «органического деспотизма»: почему порядок, установленный всевластным правителем по собственной воле, не сказать произволу, должен восприниматься как естественный и необходимый или даже единственно возможный?» Дальше что-то уж очень мудреное. А потом юмор и ирония, их в книге хватает: «Хань Фэй-Цзы нигде не поясняет, каким образом можно совместить даосский идеал «чистоты сердца» с его тезисом о неисправимом корыстолюбии человека».
Однако триумф законничества (циньской империи) закончился крахом. Одна из самых приметных причин – «гигантская территория империи, сделавшая невозможной слаженную работу чрезмерно централизованного бюрократического аппарата». Но есть и «внутренние противоречия воззрений законников»: они «смешивали объективную реальность и субъективные представления», «система законников… замыкается на себе и не соприкасается с действительной жизнью». Опять же «общее дело строительства великой империи приходилось заведомо отдавать в руки беспринципных и презирающих друг друга интриганов», «культивированное лицемерие исполнителей, почти откровенно предполагавшееся легистами, грозило в любой момент взорвать – и на практике действительно взорвало – административный аппарат изнутри».
Китайская древняя и российская новейшая история
Насколько современно звучат многие мысли (см., напр., предыдущий абзац)! Вот бы таким же образом исследовать крушение социализма! Будем надеяться, через две тысячи лет… Только вряд ли будет представлять особый интерес для историков этот бестолково-жестокий, заносчиво-пионерный и наполненный как звездными, так и кровавыми событиями коротюсенький период в восемьдесят с небольшим лет. Но нам, русским, в которых неистребимо сознание, что «наша Родина - СССР», долго еще не удастся осознать, что ой немало было в истории человечества государств и режимов, канувших и бесследно, и бесславно. А за спиной у наших «братьев навек» - многие тысячелетия неспешной, осмысленной, чрезвычайно последовательно развивавшейся истории.
И все же: «очковтирательство было, можно сказать, нормой административной практики, и мы едва ли ошибемся, если скажем, что двор не имел достоверной информации о положении в провинции», «анемия и разложение государственного аппарата» - как будто о нас, а не о Китае – только заменить «двор» на «ЦК КПСС»!
Не могу по этому поводу не привести еще цитату – о понятии «кризисной ситуации». «Связывать последнюю с какой-либо умозрительно выведенной слабостью режима или ростом общественного недовольства, по-видимому, недостаточно. В практических целях мы будем рассматривать кризис главным образом в свете внутренней противоречивости правительственной политики, т.е. как противоречие между официальным курсом государства, с одной стороны, реальной значимостью этого курса и его результатами – с другой. Это противоречие можно наблюдать во всех сферах жизни империи».
Надеюсь, хоть нынешние наши правители историю учили, а то вспоминается школьная тетрадка по истории (а потом и институтский курс истории КПСС), где прилежно законспектированы признаки революционной ситуации, выведенные великим и вечно живым экспериментатором над собственным народом. А жить в постоянных кризисах неудобно.
Там еще много всего
В «Империи ученых» еще интересны места о том, как расцвет денежного обращения обернулся его крахом, о высокой социальной мобильности, о понятии «лица» и его отличии от дворянской чести, много о «достойных мужах» (ши)…
При первом прочтении использовались закладки, чтобы отмечать особенно «вкусные» места. Когда же совокупность закладок стала напоминать посудный ершик, пришлось прочитать все сначала. Со второго раза как-то лучше воспринимается, повышается целостность охвата, да и удовольствия больше. Наверное, и этот раз – не последний.
Стоит отметить в авторском тексте обилие символических рисунков и цитат из классиков китайской мысли: настраивает на время и место, да и просто красиво.
…Только вот название книги вводит в заблуждение. Империей ученые не правили и большинства населения ни в каком смысле не составляли.

(В рамках акции "Читают все!")

http://knigoboz.ru/konkurs/books/resps/view/?1446


"Горячая книга"
© Издательство "Европа", 2005-2006 Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования