Защита Ласкера

Лиходзиевский Виктор

Эмануил Ласкер - знаменитый шахматист конца XIX - начала XX века. Более двадцати лет он удерживал титул чемпиона мира, пока не уступил его Капабланке в 1921 году. Но прежде чем стать всемирно известным игроком, Ласкер был математиком, защитил диссертацию «О рядах на границе конвергенции».
Уже по одному словечку «конвергенция» понятно, насколько автор «Борьбы» далек от интересов массового читателя. Как современного Ласкеру, так и нынешнего.
Математики, да к тому же еще и шахматисты, вообще слывут среди широких слоев населения за сумасшедших, в лучшем случае - чудаков. Свежий пример - Григорий Перельман, как бы между прочим решивший знаменитую проблему Пуанкаре, отказавшийся от престижной премии и недавно замеченный любителем-папарацци в вагоне метро похожим на обыкновенного петербургского бомжа. Что касается шахматистов, то у всех на слуху великий гроссмейстер Гарри Каспаров, увлеченный новой хронологией Фоменко и «Другой Россией». Этакий политический чудак. Каспаров у нас политик-практик, а Ласкер за сто лет до него выступил теоретиком. Случайно или нет, название его книги перекликается с названием более известного широкому читателю опуса соотечественника Ласкера Адольфа Гитлера. Впрочем, любые подозрения снимаются с Ласкера, поскольку он написал свою «Борьбу» намного раньше, чем Гитлер сел в тюрьму и приступил к скандальному труду.
Название глав отчетной книги скорее бы подошло какой-нибудь околофилософской методичке: «проблема», «стратегия», «принцип работы», «принцип бережливости», «равновесие и превосходство», «принцип логики и справедливости» - вот и весь их перечень, за исключением предисловия и послесловия.
Местами (довольно многочисленными) «Борьба» и выглядит методичкой: когда автор рассматривает противостояния А и Б, А1 и Б1 и т.д. Однако наряду с этим читатель, к счастью для себя, находит в книге эссе о музыке или религии.
Примечателен взгляд шахматиста на феномен христианства. Главное, что увидел в Завете Христа Ласкер - это «принцип справедливости»: «В Нагорной проповеди Иисус сказал: «Возлюби врагов своих. Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую». Эти утверждения никогда не воспринимались абсолютно дословно. На поле брани христиане убивали своих врагов. Можно себе представить, что такие деяния справедливы, но абсолютно немыслимо, чтобы это было проявлением любви».
«Отсюда очевидно (делает Ласкер не вполне очевидный и уж точно не оригинальный вывод), что проповеди Христа следует понимать как призыв к равенству». И далее: «А справедливость не может удержаться от наказания. «Возлюби врагов своих» означает: будь к ним справедлив и люби их, если они справедливы к тебе». Нельзя принудить человека к вере, заключает Ласкер, поэтому призыв Христа - «веруй в меня» - означает, по его мнению, «веруй в справедливость жизни».
Почему-то Ласкер разводит веру с надеждой и волю с разумом по разным углам, размещая надмирное послание христианства на горизонтальной плоскости шахматной доски.
Впрочем, он сам заявляет, что его задача - демистифицировать жизнь и борьбу. С борьбой, разложенной пошагово и временами довольно занудно, это ему практически удалось. Остается согласиться с автором предисловия «Борьбы» Вячеславом Глазычевым: «Все тексты, что говорят о стратегии со знанием дела, будут востребованы наново - независимо от времени их создания, поскольку средства борьбы меняются, но природа ее фактически неизменна».

(В рамках акции "Читают все!")

http://knigoboz.ru/konkurs/books/resps/view/?1450


"Горячая книга"
© Издательство "Европа", 2005-2006 Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования