«И вся-то наша жизнь есть борьба»…

Плющев Валерий

Великий шахматист Эмануил Ласкер (1868 – 1941гг.), второй чемпион мира по шахматам (юношей разделал непобедимого до этого Стейница. и удерживал чемпионское звание в течение 25 лет), шахматный теоретик и литератор, доктор философии и математики, неоднократный победитель в крупнейших шахматных турнирах (только в Санкт-Петербурге побеждал четырежды, победил также и в советской Москве в 1925 году) сто лет назад выпустил в свет философскую работу «Борьба» («Kampf). Спустя век книжка переиздана в русском переводе московским издательством «Европа».
До шахматных подвигов автор защитил докторскую диссертацию по математике «О рядах на границе конвергенции». Опубликовал учебник шахматной игры, «Стратегию карточных игр», «Мировоззрение игрока». Пытался осмыслить теорию вероятности в категориях классической немецкой философии.
Главный предмет этой компактной книжки – состязание, стратегия борьбы в широком смысле слова. Абсолютно каждому человеку из самоощущений известно - всё и со всеми в этом лучшем из бренных миров постоянно борется. В животном и растительном мире – борьба за выживание. В человеческом обществе понимание борьбы во многом облагорожено опытом цивилизации, но каждый, тем не менее, также борется, кто-то за богатство и власть с любым, встающим у него на пути, кто-то за авторитет и славу, другие на любовь, за семью, за правду, наконец. Не будем останавливаться на соотношении человеческого эгоизма и альтруизма, наша задача иная: посмотреть глазами шахматиста-победителя на то, как он понимает это явление и одновременно процесс – борьбу. Тем более что Ласкер резко берет быка за рога: «Мир полон борьбы в самых разных её видах, от больших и громадных до малых и мельчайших». При этом подчеркивается, что природа борьбы фактически неизменна, хотя средства её и меняются в зависимости от времени.
Автор понимает борьбу весьма широко и своеобразно. «Борьба возникает всегда, когда нечто живое хочет достигнуть своей цели, преодолевая сопротивление». Конечно, автор для обоснования своих подходов привлекает то, что лежит на поверхности: использует, к примеру, абстрактные боевые действия, когда А с помощью оружия бьётся с Б. Но и конкуренция в экономике – это, конечно же, борьба, и она тоже не оставляется без внимания. Оказывается, оратор, выступая, борется с аудиторией. Но, вот, что музыка имеет отношение к заявленной теме, - это неожиданность.
Начать рассуждения умному европейцу прилично с библейских времен, автор так и поступает, обозначая рамки темы: «…проповеди Христа следует понимать как призыв к равенству». И из христианства выводит источники борьбы: «Вера и надежда призваны выполнять в борьбе за существование большую задачу». Опять же «вера и надежда позволяют успокоить сердцебиение, если воля и разум не могут совладать с трудностями и нами овладевает сомнение и страх».
Ласкер опередил многих, когда ещё в начале XX века анатомировал на составляющие стратегию борьбы, её принципы, среди которых в главные он определил принцип работы, принцип бережливости, принцип равновесия и превосходства, принцип логики и справедливости (последний должен лечь на душу очень многим нынешним русским поборникам справедливости).
Многие утверждения шахматиста и философа сегодня можно запросто зачислять по разряду афористики, учитывая их современную актуальность. Вот пример: «Строй, и если ты что-то сносишь, замени! Думай и действуй конструктивно, даже если ты обескуражен. Разрушать, не воздвигая – деструктивно». Ещё одна ласкеровская формула: «Не характер человека порождает любовь и ненависть, а воздействие, приписываемое ему».
А вот несколько иное, но тоже чрезвычайно актуальное: «Сторона, которая в ходе борьбы намерена атаковать или оказывать давление, должна отвечать на критику». Ау, современные политики!
Оригинальны музыкальные откровения Ласкера: «Говорят, что музыка – это выражение радости. Я так не думаю. Радость вызывает ритмическое движение, особая функция музыки – выражать желание и страх… Мозг слушателя непроизвольно создает представления, которые дают конкретную жизнь разбуженным музыкой ощущениям… Поскольку музыка воздействует на настроение в соответствии с определёнными законами, мы можем считать её своего рода телеграфом. (?! – В. П.) Каждому звуку соответствует конкретное чувство и картинка, музыкальному произведению – ряд чувств и картинок, которые с калейдоскопической быстротой меняют друг друга, рассказывая сказку или сон». Таков процесс поверки гармонии алгеброй удивительным шахматистом и мыслителем.
…Книга с такими причудливыми идеями не была востребована в царской России, позднее в СССР так же пришлась не ко двору, да и в новой России поначалу оказалась не нужной. Все кинулись выуживать из западного научного багажа наработки по разрешению конфликтов: в реальности же всё погрузилось в анархию, когда, казалось, можно осуществить всё, но это только казалось. Выудили конфликтологию (так назвали новое ответвление научной теории), которая быстро набрала научную «тучность», её ввели в программы обучения в ВУЗах. А тем временем анархическое своеволие постепенно обуздали, и последовали «заморозки» со стороны авторитарной власти. Но и это, как представляется, временно.
Сегодня оказались востребованными идеи, которые помогают укоренению российской демократии. Без этого наша «недорыночная» экономика не позволит влиться в семью счастливых земных народов. Стоять наособицу кое-кто призывает и дальше, но это уже гибельно для будущего нации, государства, страны. Потому и могут помочь, казалось бы, списанные временем философские и прочие работы, в их числе и «Борьба» Ласкера. А что тираж книги мал, так потенциальных читателей, относящих себя к элите России, у нас также пока штучное количество.

(В рамках акции "Читают все!")

"Авант Партнер", г. Кемерово


"Горячая книга"
© Издательство "Европа", 2005-2006 Rambler's Top100 Rambler's Top100 Яндекс цитирования